14 ноября 1942 г. был арестован крестьянин села Сыра Суксунского района Чусов Андрей Титович. Его арест санкционировал прокурор Молотовской области (ГОПАПО. Ф.641/1. О.1. Д. 10108).
В комендатуре Суксунского РО НКВД со слов подследственного заполнили анкету:
Чусов Андрей Титович родился в 1869 г. в селе Сыра Суксунского района Молотовской области;
постоянное место жительства — с. Сыра Суксунского района;
профессия — хлебороб;
последнее место работы до ареста — единоличник;
должность — б/определенных занятий (до ареста плел лапти, не имущий, так как все нажитое долгими годами и упорным трудом, было конфисковано в 1932 г., жил на квартире — Л.М.);
национальность — русский;
партийная принадлежность — б/партийный;
образование — 3 класса;
социальное положение — из крестьян-кулаков;
Состав семьи: отец — умер в 1900 г.; мать — умерла в 1917 г.; жена — Чусова Евдокия Ефимовна 1897 г.р.
Детей, братьев, сестер — нет.
У Андрея Титовича взяли отпечатки пальцев. К следственному делу подшили справку Суксунского РО НКВД о том, что на гражданина Чусова Андрея Титовича сведений о судимости и приводах в РО НКВД не значится.
При обыске у него взяли: паспорт годичный, срок которого истек ещё в 1939 г. (у большинства крестьян тогда паспорта вообще отсутствовали, это подтверждают и анкеты свидетелей, проходящих по делу Чусова — Л.М.), свидетельство об успешном окончании Сыринского начального народного училища в 1882 г. и два снимка Сыринской церкви.
Арестованному было предъявлено обвинение, предусмотренное ст. 58–10, ч.2 УК РСФСР за антисоветскую деятельность («среди населения читал религиозные проповеди, агитировал народ за открытие церкви и наряду с этим проводил антисоветскую агитацию»). Однако протоколы допросов обвиняемого и его односельчан никакую подрывную деятельность против государства Андрея Чусова не подтверждают. Все следственные материалы говорят только об одном факте: Андрей Титович в июне 1942 г. стал собирать подписи у селян, чтобы ходатайствовать перед областной властью об открытии в селе церкви. На первом допросе 15 ноября он так говорил следователю:
— Я человек старых религиозных убеждений, мне не нравится эта советская власть, нам нужно организовать моление, открыть церкви, и чтобы жизнь протекала по-старому так, как жили при царе Николае.
Я агитировал за открытие церкви, другой агитации не проводил.
Из протокола допроса 25.11.1942 (к сведению, допрос начат в 19:00, окончен в 24:00):
— … антисоветскую деятельность я никогда не проводил… —
Священное писание говорит: «Христос призывает грешную душу… В настоящий момент у нас все грешные души, а почему? Потому, что они вступили в колхоз и коммунисты. Это же грешно. В колхоз вступать не надо. Надо жить единолично… Народ в колхозе только мучается. Раньше при царской власти жили, куда хорошо.
Из показаний свидетеля — Овчинниковой Анны Нестеровны (1904 г.р.):
— Как мне, так и другим колхозникам Чусов говорил: «В Бога не верите, вот и работаете в праздники, а Бог у вас вырывает все больше, и у Вас ничего нет. Все делается против Бога. Раньше мы жили хорошо, все у нас в единоличном хозяйстве имелось, а сейчас при этом праве ничего нет, не умеют руководить народом».
Царские врата церкви с. Сыра.ПермГАНИ. Ф.641/1. Оп.1. Д.10108К делу приложен список верующих, поставивших свои подписи за то, чтобы открыть церковь. Самым первым расписался бывший член церковного совета — Третьяков Дмитрий Кириллович, у которого в это время два сына были на фронте. Всего в списке 65 человек, это крестьяне самых разных возрастов, самому старшему — 65 лет, самому младшему — 14 лет.
Андрей Титович Чусов до конца сохранил верность православным традициям. Как истинный христианин на допросе не отрицал своих религиозных убеждений, не отказывался, что хотел открытия церкви, поэтому и подписи собирал, не посчитал для себя возможным умолчать о своем несогласии с политикой государства в деревне. Вот за это и был осужден. Мера наказания, которую определила судебная коллегия по уголовным делам Молотовского (Пермского) областного суда 17 февраля 1943 г., — заключение в исправительно-трудовом лагере сроком на 5 лет.
В справке о состоянии здоровья Андрея Титовича медицинское заключение гласит — здоров, может быть использован к физическому труду… этапом следовать может… Но ошибся врач. Через месяц после вынесения приговора 73-х летнего А.Т. Чусова не стало. Он умер в пересыльном пункте.
Реабилитирован православный русский крестьянин 30 октября 2001 г.
Церковь с. Сыра Суксунского района. 1930-е гг.ПермГАНИ. Ф.641/1. Оп.1. Д.10108Воспитанный в религиозной семье, Андрей Титович так любил посещать церковь, до её закрытия был активным членом церковного совета. Он никогда не сомневался в догматах веры, в самом учении Иисуса Христа, который был для него абсолютным идеалом. Следственные материалы говорят о великом дерзновении и великой силе любви этого крестьянина к Божией Церкви. Читая его ответы на допросах, невольно вспоминаешь Федора Михайловича Достоевского, нашего не только гениального писателя, но и глубокого мыслителя. Достоевскому принадлежит честь открытия Православия как истинного социального учения на все времена. Размышляя о «римской идее» и критикуя модный в то время социализм, Федор Михайлович впервые сформулировал тезис об особом значении Православия для России и русского народа: «Православие — вот наш русский социализм», — тем самым раз и навсегда перечеркнув воистину дьявольскую идею безбожного устройства на Земле на принципах человеческого муравейника. «Русский человек без Православия — дрянь», «русский — значит, православный» — таково было понимание сокровенного содержания русской души одним из самых глубоких знатоков России и русского народа. Вот и Андрей Чусов — крестьянин из села Сыра, по сути, свою веру стремился зажечь в сердце каждого односельчанина. Их было 65 крестьян, которых он убедил в правоте своего дела, и на следствии и на суде они не отрекались от своих подписей за открытие церкви (а значит, и от веры православной).
Русский крестьянин, явивший духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, терпя великие скорби, Андрей Чусов сохранил в сердце мир Христов.
Сегодня мы склоняем голову перед его мужеством и уверены в том, что Господь с Отеческой милостью принял душу раба Божия Андрея в горних высях.
В память вечную будет праведник.
Comments