Родился 7 февраля 1891 года в селе Покровском Тобольской губернии в крестьянской семье.
В 1906 году поступил в Тобольскую духовную семинарию. Во время учебы занимался в проповедническом кружке при семинарии. Ему часто доверяли выступать с проповедями в церквях Тобольска.
9 июня 1912 года окончил духовную семинарию с отличием, заняв второе место в разрядном списке выпускников.
В том же году поступил в Казанскую духовную академию, но в силу обстоятельств не смог получить полный курс образования, проучившись один год.
В 1913 года женился на сестре своего однокурсника по Тобольской духовной семинарии Марии Родионовне Марковой. В браке родилось трое детей.
5 ноября того же года определен на священическое место к церкви села Гаевское Верхотурского уезда Екатеринбургской губернии.
15 ноября 1913 года был рукоположен во диакона, а 17 ноября - во священника епископом Екатеринбургским Митрофаном.
Назначен священником в села Елкино Верхотурского уезда Екатеринбургской губернии.
Перешел на службу в Тобольскую епархию и 12 мая 1917 года был назначен на вакансию священника в Михаило-Архангельскую церковь села Туринская Слобода Туринского уезда Тобольской губернии.
Несмотря на свою молодость, был уважаемым всеми пастырем, прекрасным проповедником.
В марте 1918 года назначен благочинным 4 округа.
В июле того же года отец Феодор отказался обвенчать с вновь избранной невестой разведенного судьей по большевистскому декрету крестьянина без разрешения консистории. Крестьянин пошел и пожаловался находившимся в то время в слободе красногвардейцам, сказав им, что о.Феодор не признает Советской власти. Это только им и нужно было, т.к. они давно искали случая арестовать о.Федора за его обличительные проповеди. Ватага пьяных красногвардейцев ворвалась в квартиру священника. Из красногвардейцев более всего издевался над арестованным бывший прихожанин храма и духовный сын о.Феодора, а теперь комиссар, Николай Обросов. "Теперь жизнь твоя в моих руках, - злорадно сказал он бывшему своему отцу духовному, - что хочу, то с тобой и сделаю". - "Ошибаешься, - ответил ему о.Феодор, - все мы во власти Божией, и без воли Его не падет даже волос с головы нашей".
14 июля 1918 года был арестован в отсутствие его жены.
Первое время содержался в помещении волостного правления, подвергаясь всевозможным насмешкам и издевательствам. На следующий день после ареста, 15 июля, жители окрестных деревень упросили красногвардейцев отпустить к ним о.Феодора для совершения обычного в июле месяце двухдневного молебствия. Прихожане надеялись таким образом тайно совсем освободить его, но комиссар, как бы зная их намерение, послал двух вооруженных красногвардейцев неотступно следить за о.Феодором. 15 июля с утра и до 11 часов ночи о.Феодор служил молебны в деревнях прихода, нигде не останавливаясь и нигде не отдыхая, а 16 июля его увезли в г. Туринск. Вместе с ним был увезен в Туринскую тюрьму книгоноша в монашеской одежде; перед этим его били плетью. Все время после ареста о.Феодор был спокоен и даже утешал других. В Туринской тюрьме о.Феодор просидел четверо суток.
Священник Феодор Распопов был расстрелян по один данным вечером 20 июля, по другим - утром 21 июля 1918 года.
Вечером 20 июля он участвовал в богослужении, пел с монахиней на клиросе, беседовал со священником, служившим Всенощную. После Всенощной явилась ватага пьяных красногвардейцев в количестве 9 человек. В числе них был бывший духовный сын о.Феодора, комиссар Обросов, арестовавший его.
Из камер вывели на тюремный двор восьмерых заключенных, в том числе и о.Феодора. По словам очевидцев, о.Феодор был спокоен, утешал всех, хотя до этого его истязали побоями. Когда поставили всех у стены, о.Феодор вполголоса прочитал им всем отходную молитву, и еще их успокаивал, говорил: "Не бойтесь, надейтесь на Бога". Начался расстрел. О.Феодор был вторым. По словам стоявшего недалеко от него, но избавленного от смерти за деньги заключенного, палачи обратились к о.Феодору, требуя выкуп: "Даешь 1000 рублей!" О.Феодор отвечал: "Телом я не торгую, а над душой моей вы не имеете власти". В него стали стрелять, но не сразу он был убит. Шесть раз в него стреляли, но пули попадали в наперсный крест. Во время своего расстрела он смотрел прямо, молился и осенял себя крестным знамением после каждого выстрел, спокойно говоря: "Да будем живы!". Его стали обзывать матерными словами, стали говорить: "Этот поп какой-то, видно, святой - и пуля его не берет". Палачи, богохульствуя и ругаясь, сорвали с мученика крест. Прицеливаясь в свою жертву, они кощунственно крикнули: "А ну, посмотрим теперь, спасет ли тебя твой Бог!" О.Феодор вместо ответа набожно перекрестился. Грянул выстрел, и о.Феодор упал навзничь мертвым. Крест потом не могли найти. После о.Феодора убили еще одного человека, а остальных отпустили за деньги. Убитых тогда же закопали в яму на тюремном дворе, причем о.Феодора стащили в нее за волосы.
В яме они пролежали семь суток. Потом их вырыли. Тело убиенного о.Феодора из тюремной могилы было перенесено в собор, и он лежал там две ночи. "Глаза у него так и остались открытыми, а лицо - спокойное и слегка улыбается", - рассказывали очевидцы.
На 9 сутки, 28 июля при участии множества народа, о.Феодора отпели по чину и похоронили в ограде Туринского собора.
25 марта 2004 года был причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Comments